Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство

Продажа бизнеса

11 февраля 2016 г.

Важнейшим направлением модернизации экономики России является создание условий для эффективной работы бизнеса, в т.ч. малого, для перетока капитала из одной отрасли в другую, создание возможностей для инвестирования и полной реализации прав собственности. Необходимым условием для всего вышеперечисленного является создание ликвидного рынка купли-продажи бизнеса.

Важнейшим направлением модернизации экономики России является создание условий для эффективной работы бизнеса, в т.ч. малого, для перетока капитала из одной отрасли в другую, создание возможностей для инвестирования и полной реализации прав собственности. Необходимым условием для всего вышеперечисленного является создание ликвидного рынка купли-продажи бизнеса.
Важным фактором, стимулирующим развитие спроса на действующий бизнес, является экономический рост, приведший к увеличению доходов и инвестиционных возможностей населения и компаний. Таким образом, развитие рынка действующего бизнеса является актуальной задачей, и существует серьезный спрос на нефондовые механизмы купли-продажи бизнеса. Рассмотрим основные составляющие рынка действующего бизнеса, основные издержки, препятствующие осуществлению сделок и развитию рынка в России, а также направления их минимизации.
Упрощенно схему передачи бизнеса из одних рук в другие можно представить следующим образом: покупатель или продавец бизнеса находит контрагента по сделке, они договариваются, определяют цену и оформляют передачу прав собственности на бизнес. На практике при реализации этой схемы возникает несколько проблем, типичных для всех взаимодействий, способных расстроить сделку, т.е. их преодоление является критически важным для развития рынка действующего бизнеса в целом. Понятие «проблема» может быть более корректно выражено в издержках, которые несут субъекты рынка и государство.
Основными издержками, существующими на рынке купли-продажи бизнеса и препятствующими его развитию, являются:а) издержки поиска информации о контрагенте по сделке;  б) издержки ведения переговоров для продавца, связанные как с раскрытием информации о бизнесе, так и с раскрытием самого факта продажи;  в) издержки определения цены бизнеса;  г) затраты на оформление сделки и налоговые издержки, определяемые в зависимости от предусмотренных в законодательстве способов оформления сделки, а также  д) издержки оппортунистического поведения контрагента по сделке. 
В настоящий момент в законодательстве предусмотрено два способа оформления сделки по передаче бизнеса.
1. Передача бизнеса как юридического лица.
Этот способ реализуется в форме продажи акций акционерного общества или долей (паев) общества с ограниченной ответственностью (следует отметить, что порядка 80 % малых предприятий относятся именно к таким организационно-правовым формам. Продажа бизнесов с иной организационно-правовой формой отличается не принципиально). Иными словами, происходит отчуждение долевого участия в юридических лицах – собственниках бизнеса с целью дальнейшего использования этого участия для управления деятельностью бизнеса и получения прибыли. В результате такой сделки происходит замена участников юридического лица, оформляемая путем внесения изменений в его учредительные документы. Внесенные изменения подлежат государственной регистрации.
Указанный способ продажи предприятия наиболее удобен, не требует значительных затрат средств и времени. Стоимость оформления составляет около 2 тыс. руб., а оформление сделки происходит в срок от 7 дней.
При таком способе оформления передается все юридическое лицо, т.е. и фирменное наименование, и лицензии (если иное не предусмотрено законом), и т.п. Однако нигде не    фиксируется состояние, стоимость и состав материальных активов бизнеса, а также возможные забалансовые обязательства. Также не разрабатываются механизмы, стимулирующие работников не увольняться при смене собственников
2. Передача бизнеса как предприятия - имущественного комплекса.
В соответствии со статьей 132 Гражданского Кодекса РФ, предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие как имущественный комплекс может включать в себя все виды имущества, предназначенные для его деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырьё, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания).
Механизм продажи предприятия детально регламентирован в ГК, и может быть описан в виде следующих последовательных, дополняющих друг друга шагов, завершение каждого из которых оформляется документально и согласуется сторонами: - регистрация предприятия как имущественного комплекса; - предпродажная подготовка (инвентаризация); - заключение договора; - прием и передача предприятия (включая регистрацию предприятия); - регистрация прав нового собственника.
Таким образом, при данном способе передачи происходит инвентаризация имущества, передается фирменное наименование, регламентируется  процедура передачи и согласования с кредиторами. Все отношения между продавцом и покупателем фиксируются в договорах. После передачи существует определенный период, в течение которого есть возможность выявить несоответствия качества активов, указанного продавцом, реальному положению дел.
Однако указанная процедура требует привлечения большого количества сторон (для проведения аудита, оценки активов, согласования с кредиторами, инвентаризации, юридической подготовки) и, следовательно, достаточно продолжительна по времени (от 6 месяцев), а также является достаточно затратной (от 60 тыс. руб.) Регистрация предприятия происходит аналогично с регистрацией недвижимости. Кроме того, также не оцениваются и не передаются некоторые нематериальные активы бизнеса и не предпринимаются шаги, направленные на сохранение персонала.
Важно также отметить, что такой способ недостаточно гибок.  Действительно, этапы, начиная с предпродажной подготовки, логично проводить только тогда, когда будет найден потенциальный контрагент по сделке. Ведь проводить инвентаризацию необходимо непосредственно перед заключением сделки, т.к. бизнес является живым организмом и ситуация может измениться достаточно быстро. Только после инвентаризации и на ее основании определяется стоимость бизнеса.
Более того, очень часто покупатель ориентируется на определенную сумму, которую он готов потратить на приобретение бизнеса (ведь далее необходимы затраты на пополнение оборотного капитала, выплату заработных плат и другие расходы, связанные с функционированием бизнеса). Следовательно, возможны случаи, когда определенная цена бизнеса, которая заранее не известна, окажется серьезно выше предполагаемой суммы, затрачиваемой на покупку.
Таким образом, законодательством предусмотрены два способа передачи бизнеса  - быстрый и дешевый в осуществлении, но при котором отсутствует контроль и контрагенты не защищены (продажа как юридического лица) и длительный и дорогостоящий, но при котором контрагенты защищены (продажа как имущественного комплекса).
Таким образом, придание ликвидности рынку купли-продажи бизнесов возможно за счет снижения указанных выше трансакционных издержек совершения сделки. Целями такого снижения должны стать привлечение на рынок как можно большего количества потенциальных участников (что возможно при деперсонификации), защита прав продавца, разработка операционального способа оценки бизнеса и его передачи.
Снижение указанных издержек, как в российской экономике, так и в странах с развитыми рынками купли-продажи бизнесов сопряжено с появлением компаний, оказывающих профессиональные услуги по сопровождению сделок по купле-продаже бизнеса.
Деятельность этих компаний охватывает  поиск потенциальных контрагентов по сделке, ведение переговоров от имени продавца, проведение предпродажной подготовки, подтверждение состояния дел в бизнесе. Появляется возможность использования синтетического способа совершения сделки по купле-продаже бизнеса  - с предпродажной подготовкой. 
Однако деятельность компании по сопровождению фактически не решает проблему выявления дефектов бизнеса, возникающих после завершения сделки, а также проблему увеличения налоговых платежей для государства. Кроме того, деятельность компаний по сопровождению сделок по купле-продаже бизнесов ведет к возникновению новых проблем. 
В их числе:- появление стимула к замене  деятельности по сопровождению сделок посреднической деятельностью; - отсутствие работающих стандартов и некомпетентность компаний по сопровождению; - незащищенность деятельности профессионального участника рынка от сговора продавца и покупателя; - ограниченность деятельности компании в пределах одного региона; - сильные стимулы к завышению стоимости при оценке бизнеса.
Преодоление негативного воздействия компаний по сопровождению сделок  на развитие рынка бизнесов в России возможно путем создания объединения таких компаний, ядро которого в РФ сформировалось в средине 2003 года.
Цели такого объединения:- расширение сферы деятельности компании по сопровождению сделок за пределы региона путем взаимодействия с другими профессиональными участниками; - установление стандартов деятельности профессиональных участников рынка по сопровождению сделок (следовательно, ослабление стимулов к замене  деятельности по сопровождению сделок посреднической деятельностью, а также решение проблемы некомпетентности профессиональных участников); - ослабление стимулов завышения стоимости бизнеса профессиональным участником; создание дополнительных гарантий для предотвращения оппортунистического поведения со стороны продавца бизнеса.
Однако для решения части вышеуказанных проблем создание объединения компаний по сопровождению сделок недостаточно. Действительно, объединение профессиональных участников рынка по сопровождению сделок по купле-продаже бизнеса может воздействовать только на лиц, находящихся на этом рынке (продавцов, покупателей, компаний по сопровождению сделок). 
Следовательно, необходимо государственное вмешательство для:- защиты профессионального участника от сговора продавца и покупателя бизнеса; - формирования сильных стимулов, препятствующих оппортунистическому поведению продавца бизнеса; - решения проблемы налоговых поступлений для государства.
Фундаментальным различием рынков купли-продажи бизнеса в России и в странах Запада, является то, что на Западе бизнес является полноценным товаром. Это означает, что при осуществлении сделок по купле-продаже бизнеса действует закон о защите прав потребителей; бизнес, как и большинство товаров, продается не непосредственно производителем (владельцем), а специализированной компанией («магазином»), при этом бизнес продается прошедшим предпродажную подготовку.
Таким образом, необходимо дать законодательное определение понятия «бизнес»; защитить права компаний по сопровождению сделок; разработать и внести в действующее законодательство изменения, направленные на устранение разрыва между предусмотренными в законодательстве и сложившимися на практике способами оформления сделок по купле-продаже бизнеса. Последняя мера должна сопровождаться корректировкой налоговой нагрузки, возникающей при каждом способе оформления сделок.
По материалам работы Плаксина Сергея Михайловича – исследователя сектора анализа частной финансовой системы Фонда «Бюро экономического анализа».