Ликвидация предприятий — это форма прекращения
деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к
другим лицам.
Ликвидация предприятий — это форма прекращения деятельности без
перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Проведение этой процедуры возможно в двух случаях: по решению
участников (акционеров) или органа, уполномоченного на то учредительными
документами, либо по решению суда. Это так называемые принудительная и
добровольная ликвидации. Существуют определенные требования, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию: - если число участников ООО (ЗАО) превышает 50, оно подлежит
преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. По
истечении этого срока предприятие подлежит ликвидации в судебном
порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом
предела; - если оставшаяся часть уставного капитала по истечении срока
остается неоплаченной, общество обязано уменьшить размер уставного
капитала и зарегистрировать это уменьшение либо прекратить свою
деятельность путем ликвидации; - если стоимость чистых активов общества становится меньше
определенного законом минимального размера уставного капитала, общество
подлежит ликвидации.
Суд может принять решение о ликвидации предприятия в случае
допущения при создании предприятия грубых нарушений закона, которые
носят неустранимый характер. Предприятие может быть ликвидировано по
иску налоговых органов. Неоднократные или грубые нарушения налогового законодательства -
наиболее распространенное основание для подачи налоговыми органами исков
о ликвидации предприятия. В таком случае налоговые органы заявляют в
арбитражные суды иски на основании конкретных норм налогового
законодательства и п.2 ст.62 ГК РФ. Большое число исков о ликвидации предприятия налоговые органы
предъявляют в связи с тем, что эти организации не приводят свои
учредительные документы в соответствие с требованиями ГК РФ. Принудительная ликвидация фирм Принудительная ликвидация фирм проводится по решению суда в случаях:- осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
- осуществления деятельности, запрещенной законом;
- осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- наличия иных оснований, предусмотренных законом. Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственные органы или органы местного самоуправления, которым
законом предоставлено право на предъявление требований о ликвидации
юридического лица, могут обратиться с иском в судебные органы.
Банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных
процедур банкротства. Данный вид банкротства часто на практике возникает, когда уже в
ходе добровольной ликвидации компании выявляется задолженность, которую
нечем погасить. Упрощенная процедура банкротства характеризуется относительной
оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления
процедур банкротства (фактически используется только одна из них –
конкурсное производство). Причины, по которым должник (фирма) ликвидируется, значения не
имеют. Они могут быть и не связаны с недостаточностью имущества для
удовлетворения требований всех кредиторов. Важно другое. Если в процессе
ликвидации выясняется, что фирма не в состоянии погасить требования
кредиторов, то ликвидация данной фирмы должна продолжаться в
соответствии с нормами закона о несостоятельности. В качестве
обязательного признака банкротства выступает установление факта
недостаточности стоимости имущества ликвидируемой фирмы для
удовлетворения требований кредиторов при наличии уже принятого решения о
ликвидации. Это может быть выявлено как исполнительным органам
управления, так и ликвидационной комиссией фирмы. Руководитель фирмы-должника или председатель ликвидационной
комиссии (ликвидатор) обязаны в этом случае обратиться в арбитражный суд
с заявлением должника не позднее одного месяца с момента обнаружения
недостаточности имущества фирмы-должника для удовлетворения требований
кредиторов.
Неисполнение этой обязанности влечет субсидиарную ответственность
вышеуказанных лиц, по обязательствам, возникшим после истечения
указанного срока. Поэтому рекомендуется своевременно обращаться по
вопросу ликвидации и банкротства к профессионалам во избежание
ответственности (в том числе и субсидиарной). Добровольная ликвидация Добровольная ликвидация предприятий проводится в следующем порядке:1. Принятие общим собранием общества решения о ликвидации общества и
назначение ликвидационной комиссии; утверждение состава ликвидационной
комиссии; утверждение проекта сроков и порядка ликвидации юридического
лица. 2. Направление сообщения о ликвидации по установленной форме в
налоговый орган по месту учета в 3-дневный срок с момента принятия
решения о ликвидации. Уполномоченный налоговый орган выдает извещение о
том, что фирма находится в стадии ликвидации и вносит об этом запись в
Единый государственный реестр юридических лиц. 3. Размещение сообщения о ликвидации общества, а также о порядке и
сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть
менее 2-х месяцев с момента публикации) в органах печати. 4. Проведение заседания ликвидационной комиссии после окончания
срока предъявления требований кредиторами, на котором утверждается
проект промежуточного ликвидационного баланса. Проект должен содержать
сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечень
предъявляемых кредиторами требований, а также информацию о результатах
их рассмотрения. 5. Согласование промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с
публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных
решений (в том случае, когда денежных средств общества недостаточно для
удовлетворения требований кредиторов). 6. Ликвидационная комиссия подает заявления о снятии с учета в
налоговый орган и внебюджетные фонды, которые проводят проверки
ликвидируемого общества. По окончании проверок данные органы выдают
справки об отсутствии задолженности у общества соответственно перед
бюджетом и внебюджетными фондами. 7. Со дня согласования с регистрирующим органом промежуточного
баланса ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам
общества в следующей очередности:первая очередь — удовлетворяются требования граждан, перед которыми
ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни
или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
вторая очередь — производятся расчеты по выплате выходных пособий и
оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе
по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
третья очередь — удовлетворяются требования кредиторов по
обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого общества;
четвертая очередь — погашается задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами;
пятая очередь – производятся расчеты с другими кредиторами в
соответствии с законом. В этом случае речь идет главным образом об
обязательственных отношениях, не обеспеченных залогом. 8. После удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей и
не ранее чем через 1 месяц после утверждения промежуточного
ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к расчетам с
другими кредиторами. 9. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия
проводит свое заседание, на котором утверждает проект ликвидационного
баланса.
Производится согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.
Ликвидационная комиссия распределяет между участниками
(акционерами) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов
имущество.
Ликвидационная комиссия отражает расчеты с кредиторами и с акционерами АО в ликвидационном акте. 10. По завершении расчетов с акционерами ликвидационная комиссия
закрывает счета в банках (о закрытии каждого счета необходимо сообщить в
налоговый орган по установленной форме в течение 10 дней). 11. Ликвидационная комиссия передает на хранение в архив документы
по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых
счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные
ведомости), а также протоколы общих собраний общества. Прием документов в
архив удостоверяется справкой, копия которой передается в
регистрирующий орган. 12. Ликвидационная комиссия подает в регистрирующий орган с
целью последующей регистрации ликвидации общества, следующие документы:- устав;
- справки из налогового органа и внебюджетных фондов о снятии с учета;
- справки из банков о закрытии счетов;
- письмо из органов статистики о снятии с учета;
- справку из архива;
- декларацию на уничтожение печати и штампов. Регистрирующий орган выдает справку о ликвидации общества. С
момента исключения из Единого государственного реестра и общество
считается прекратившим свое существование. 13. Ликвидационная комиссия подает копии справок о ликвидации общества в налоговый орган и внебюджетные фонды.
Налоговый орган выдает уведомление о снятии общества с налогового учета.
Преимуществом добровольной ликвидации является то, что запись о
юридическом лице исключается из Единого Государственного реестра, ОГРН и
ИНН компании аннулируются, организация считается прекратившей свое
существование. Недостатками добровольной ликвидации является то, что это
долгосрочный (от 4 до 8 месяцев) и бюрократизированный процесс, который,
к тому же, в обязательном порядке, сопровождается налоговыми
проверками.